Доступная среда

  Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения. Безбарьерная среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации .

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми  с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»
В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, не зависимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ  имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.
Термин «Дети с ОВЗ» в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный закон определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий. В основе педагогической классификации таких нарушений лежит характер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и степень нарушения.
      Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
 дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
     
  Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

Уважаемые родители (законные представители)!

​Детский сад – образовательное пространство, открытое для всех!

Предлагаем Вам ознакомиться с информацией о порядке обеспечения доступа в здание нашего учреждения инвалидов и других маломобильных граждан, об особенностях оказания им услуг и дополнительной помощи со стороны персонала учреждения

Наш объект и предоставляемые на нем услуги имеет следующую доступность для инвалидов и детей с ОВЗ.

  • В детском саду созданы специальные образовательные условия для детей с особыми образовательными потребностями.
  • Ваш ребенок может посещать группы общеразвивающей и компенсирующей направленности при наличии медицинского заключения и /или заключения ТПМПК.
  • Детский сад укомплектован опытными педагогическими кадрами, которые оказывают квалифицированные услуги по осуществлению присмотра и ухода; обучение по адаптированным образовательным программам детям с ограниченными возможностями здоровья.
  • Детский сад имеет следующее условия:
    — обеспечена возможность беспрепятственного входа на территорию детского сада: при входе на территорию через калитку;
    -обеспечена возможность вызова ответственного сотрудника детского сада, с целью сопровождения в здании ( имеется кнопка вызова, расположенная у входа в детский сад.
  • Если у Вас нет возможности посетить детский сад можно получить информацию у заведующего МБДОУ № 5 по телефону  (4-41-90) или написать нам   

    Информация о предоставлении образования детям с ОВЗ и детям-инвалидам
Организация образовательной деятельности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ № 5 «Сказка» осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования», локальными актами дошкольного учреждения.

Под специальными условиями получения образования детьми с инвалидностью и ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя:
— использование адаптированных образовательных программ (в том числе, программ коррекционной работы, индивидуальных специальных образовательных программ);
— специальных методов обучения и воспитания;
От оплаты образовательных услуг и услуг по содержанию, присмотру и уходу за воспитанником освобождаются родители (законные представители), чьи дети-инвалиды посещают образовательные учреждения, имеющие дошкольные группы.
Основание: 
    Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Сказка»  функционирует с февраля 2020 года. МБДОУ № 5 расположен по адресу: 682071 Хабаровский край, Верхнебуреинский район, п.Новый Ургал, ул. Ростовская д.2. Детский сад располагается  в трех-этажном здании. Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют. Центральный вход оборудован кнопкой вызова.
Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло «Выход». При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
     Наличие оборудованных учебных помещений
В детском саду для использования инвалидами и лицами с ОВЗ имеются: групповые помещения, музыкальный  и спортивный зал. Объектов для проведения практических занятий, библиотек, специальных средств обучения и воспитания в МБДОУ не имеется.
     Условия питания инвалидов и лиц с ОВЗ
ДОУ осуществляет питание детей в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13. В учреждении организовано сбалансированное четырехразовое питание в соответствии с примерным 10-дневным меню. Создание отдельного меню для детей с ОВЗ не практикуется.
    Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ
Медицинское обслуживание детей, в том числе детей с ОВЗ небольшой и средней тяжести в детском саду осуществляет внештатная медицинская сестра (КГБУЗ «Верхнебуреинская центральная районная больница»)
     Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.
     Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе по адаптированным образовательным программам. Приспособленных электронных образовательных ресурсов для использования детьми с ОВЗ в ДОУ не имеется.
    Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для детей с ОВЗ
 Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для детей с ОВЗ отсутствуют.
     Система обучения для детей с ОВЗ
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья проводится на основе специальных методических разработок и дидактических пособий, наглядных материалов, подбора картин по лексическим темам, игр развивающего характера и игр для развития мелкой моторики рук. Группы оборудованы удобной мебелью для разных видов деятельности с детьми.

     Об особенностях работы с детьми с ОВЗ в МБДОУ №5 «Сказка»

В МБДОУ № 5 функционирует 2 группы компенсирующей направленности:
  • Старшая группа (5-6 лет) компенсирующей направленности для детей с ТНР «Светлячок» 
  • Подготовительная к школе группа (6-7 лет) компенсирующей направленности для детей с ТНР «Цветик-семицветик»

     На сегодняшний день накоплен достаточно большой опыт работы с детьми с нарушениями речи и с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения и с РАС. Успех коррекционно-воспитательной работы зависит от четкой и  налаженной системы работы всех специалистов учреждения. В МБДОУ работают:

  • старший воспитатель
  • 1 учитель-дефектолог
  • 1 педагог –психолог
  • 2 учителя-логопеда
  • 2 музыкальных руководителя
  • 1 инструктор по физической культуре.

Все специалисты прошли обучение по работе с детьми с ОВЗ по различным коррекционным направлениям работы.

Образовательный процесс осуществляется по Адаптированным основным образовательным программам (АООП) и Адаптированным образовательным программам (АОП).Основной целью работы МБДОУ № 5 в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

Задачи работы:

  • обеспечение условий для реализации прав воспитанников с ОВЗ на получение бесплатного образования;
  • организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с воспитанниками с различными формами отклонений в развитии;
  • сохранение и укрепление здоровья воспитанников с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
  • создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей воспитанников с ОВЗ;
  • расширение материальной базы и ресурсного обеспечения МБДОУ для организации обучения детей с ОВЗ;
  • совершенствование системы кадрового обеспечения.

      Коррекционно-развивающая работа строится с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и заключений психолого-медико-педагогической комиссии.

Координация реализации программы образования осуществляется на заседаниях психолого-педагогического консилиума МБДОУ с участием всех педагогов и специалистов, задействованных в реализации образовательной программы.

     В МБДОУ № 5 «Сказка» организован Психолого-педагогический консилиум (ППк), как форма взаимодействия специалистов учреждения, объединяющихся для психолого-педагогического со­провождения воспитанников с отклонениями в развитии и состояниями декомпенсации. В состав ППк входят: учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре, медицинская сестра, старший воспитатель.

Задачи (ППк):

  1. выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в детском саду) диагностика отклонений в развитии и состоянии деком­пенсации;
  2. профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональ­но-личностных перегрузок и срывов;
  3. подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень готовности к обучению в школе;
  4. разработка рекомендаций воспитателю, родителям для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения;
  5. решение вопроса о создании в рамках данного образовательного учреждения условий, адекватных индивидуальным особенностям развития ребенка; организация взаимодействия между педагогическим коллективом образовательного учреждения и специалистами, участвующими в работе психолого-медико-педагогического консилиума, при возникновении конфликтных ситуаций, трудностей диагностики, а также при отсутствии положительной динамики в процессе реализации рекомендаций ППк.

В диагностически сложных и конфликтных случаях специалисты ППк направляют ребенка в территориальную ПМПК (ТМППк)  (только с согласия родителей (законных представителей).

      Все специалисты МБДОУ работают по утвержденным рабочим программам.

Нормативные документы:

Локальные акты МБДОУ № 5

  • Приказ Управления образования «О мерах по реализации на территории Верхнебуреинского муниципального района Конвенции о правах инвалидов, Федерального закона от 01 декабря 2014 г. № 419- ФЗ».